Меню

Принципы педагогической системы М. Предметная среда – элемент педагогической системы М. Монтессори. Основные принципы методики развития монтессори Метод воспитания марии монтессори

Молочница

Анастасия Суркова
Основные принципы методики Монтессори

Методика Монтессори

Основные принципы методики Монтессори игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.

Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку : малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Ключевая особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори - среды , в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Занятия по методике Монтессори не похожи на традиционный урок. Материалы Монтессори позволяют ребенку самому увидеть и исправить свои ошибки. Роль Монтессори - педагога состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.

Особенности педагогики М. Монтессори

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори .

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким , каков он есть. Основной принцип монтессори-педагогики : подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим : "Помоги мне сделать это самому". В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды Монтессори-материалов . ВМонтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори-педагогики : дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори-классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.

Монтессори-класс включает в себя множество зон :

зона реальной жизни : ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т. п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

зона сенсорного развития : изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов ). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;

Зоны языковая, географическая, математическая,естественнонаучная : умственное развитие ребенка.

Двигательные упражнения - в основном на линии . В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал , с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования . Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами , как музыкальная, искусства и танцев,иностранного языка и др.

Задача Монтессори-учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори-учителя . В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья + коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори-учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо.

Педагогическая система Марии Монтессори – это способ обучения детей и преподавания в образовательных институтах, созданный доктором Марией Монтессори и в начале 20 века внедренный в практику. Основная суть данного метода заключается в открытом обучении вместо закрытого (фронтального, к примеру). Подобный тип педагогики можно назвать эмпирическим, поскольку ребенок своими наблюдениями помогает взрослому выбрать подходящие назидательные приемы, уместные именно для него и конкретной ситуации. Вся сущность педагогики сводится к тому, чтобы помочь ребенку сделать все самостоятельно.

Идеология

Система Марии Монтессори представляет собой уникальный метод педагогики, когда за основу берутся натура ребенка и он сам. Доктор верила в то, что все дети уникальны по-своему. Именно поэтому в ее методике детей не сравнивают и не измеряют по общепринятым стандартам. Взамен они получают свободное обучение, где априори не может быть давления и осуждения. У Марии было убеждение в том, что распространенный метод «кнута и пряника» сбивает внутреннюю ориентацию человека, в то время как он должен учиться согласно личным побуждениям. Связано это главным образом с тем, что подрастающий по природе своей стремится к участию во взрослой жизни своих родителей.

Система Монтессори ставит во главу потребности, способности и одаренность каждого отдельно взятого малыша. Обучаемость детей становится максимально продуктивной при их собственном выборе способа и ритма учебы. С этим связано поведение Монтессори-педагогов, при котором они позволяют детям самостоятельно определять область изучения, скорость, а также способы закрепления пройденного.
Основа педагогического метода Монтессори заключается в том, чтобы поддерживать естественную радость ребенка от обучения. Согласно доктору это чувство – одно из основных характерных черт маленького человека. Поэтому крайне важно сохранить его и управлять им посредством уважительного отношения, тем самым формируя полноценную и уравновешенную персону.

Дети, которым позволено определить собственный ритм обучения и интересы, отличаются уверенностью в собственных возможностях и показывают лучшие результаты в плане усвоения изученного.
Дополнительно, независимость закрепляется практическими заданиями. Для этого берутся различные сюжеты из повседневной жизни подрастающего. В дошкольных учреждениях Монтессори детки самостоятельно ведут свою жизнедеятельность, обучаясь этому посредством подражания. Педагогика Монтессори в школах предоставляет большие возможности для коллективных работ. Ученики делают свой добровольный выбор, с кем из других ребят сотрудничать и над какой целью трудиться. При этом в подобной деятельности акцент ставится на индивидуальности ученика как управляющего своим интеллектуальным развитием.

Для доктора Монтессори задачей первостепенного значения было развитие у малютки чувственных восприятий в способствующей атмосфере, которая удовлетворяла бы его психологические нужды. Вместе с тем крайне необходимо, чтобы учителя проникались его индивидуальными особенностями ребенка и тем, что его волнует в данную минуту, подстраивались под его личный ритм, а также были открыты к тому, что им тоже есть чему поучиться у обучающегося. Может быть такое, что он воспользуется специализированным математическим материалом не по назначению, а для строительства из него машинки или еще чего-то, и обучающий должен будет поддержать его решение.

Принципы монтессори-педагогики

Согласно Марии Монтессори, формирование личности маленького человека осуществляется в три стадии:

  • первый этап детства (0 – 6 лет)
  • второй этап детства (6 – 12 лет)
  • юность (12 – 18 лет).

Все три вышеупомянутые стадии являются четко выраженными, независимыми фазами развития.

Первый этап – один из наиболее важных отрезков жизни, когда происходит формирование натуры и способностей малыша. Мария Монтессори называет возраст до шести лет вторым эмбриональным периодом роста, когда происходит развитие души и духа человека. Если у взрослого есть возможность процеживать свое восприятие, то маленький поглощает любую информацию из внешней среды и она составляет его индивидуальность.

Второй этап доктор обозначает как этап лабильности. По мере того, как происходит развитие ребенка, он переживает “чувствительный” и “сенситивный” периоды. В эти моменты он очень чувствительно реагирует на определенные раздражители внешнего мира, в частности в таких вопросах как: моторика, вербальные способности или социальные аспекты. Если во время восприимчивого периода помочь ребенку найти род деятельности, удовлетворяющий его потребности, у него может развиться такой навык, как глубокая концентрация. Итогом этого становится то, что кроха не отвлекается на прочие раздражители, а бывает занят освоением новых знаний, что положительно сказывается не только на его интеллектуальном развитии, но и личностном росте, в целом. Доктор это явление называет процессом нормализации.

Основа и принципы формирования методики Монтессори и сопутствующих пособий заключается в следующем наблюдении: одним из главнейших периодов чувствительности любого подрастающего является стадия усовершенствования чувств. Все дети испытывают естественное стремление щупать, нюхать и пробовать все на вкус. Основываясь на это наблюдение, доктор приходит к заключению, что интеллектуальные способности ребенка раскрываются не с помощью абстракции, а посредством его органов чувств. В процессе обучения ощущение и понимание объединяются в одно понятие.

Опираясь на изложенные результаты, Мария Монтессори смогла развить свою собственную систему педагогики, основанную лишь на чувственных восприятиях маленького человека. Таким образом, с помощью ее математического материла ребенок, зажимающий в кулачке одну бусинку и связку из сотни, уже представляет себе числа 1 и 100. И происходит это намного раньше, чем он научится абстрактному представлению о числах.

Десять заповедей Марии Монтессори

  • Не нужно трогать ребенка, пока с его стороны не будет к вам обращения каким-либо образом.
  • Нельзя высказываться плохо про ребенка, ни в его присутствии, ни за его спиной.
  • Старайтесь концентрироваться на том, чтобы развить в подрастающей личности только хорошее, тем самым плохое сводя к минимуму.
  • Активно подготавливайте среду и всегда тщательно за ней ухаживайте. Ребенок должен научиться конструктивно взаимодействовать с ней, помогите ему в этом процессе. Показывайте расположение каждого предмета и как правильно нужно с ним обращаться.
  • Установите постоянный контакт с малышом, подразумевающий оказание помощи при призыве, а также готовность прислушаться и ответить, с чем бы он к вам ни обращался.
  • Проявите уважение к маленькому, допустившему оплошность, которую можно исправить, однако если он некорректно использует развивающие материалы или делает что-то, что способно нанести вред ему, его развитию или другим детям, то стоит незамедлительно его остановить.
  • Проявите уважение к ребенку, который отдыхает или наблюдает за тем, как работают другие, или же размышляет о своих действиях, прошлых или будущих. Не зовите его и не принуждайте к другого рода активностям.
  • Помогите сориентироваться тем, кто еще в поиске выбора работы.
  • Проявите готовность каждый раз заново разъяснять ребенку что-то, чего он до этого не мог осознать – помогайте подрастающей личности познавать что-то новое, бороться с несовершенством. Проявите в этом особую выдержку и доброту. Будьте рядом с теми детьми, которые все еще находятся в поиске, и не мешайте уже сориентировавшимся.
  • Обращаясь с детьми, всегда пользуйтесь лучшими манерами и отдавайте им все самое хорошее, что есть в вас и вашем окружении.

Подготовка окружающей среды

Подготовка окружающей среды является ключевым моментом в педагогике Монтессори. В обратном случае ее функционирование, как системы, было бы невозможным. Подготовка среды позволяет ребенку понемногу выходить из-под взрослого попечительства, приобретать от нее независимость. Именно поэтому крайне важно создать такую среду, которая бы полностью соответствовала ему. Таким образом, размеры оборудования в месте, где ребенок учится, должны быть подобраны под его рост и пропорции. Кроме того, у него должна быть возможность свободно перемещать предметы мебели и самому выбирать, где он будет заниматься. И даже шумное передвижение различных предметов с одного места на другое Монтессори считает хорошим упражнением на моторику. Ребенку предстоит освоить, как практически бесшумно передвигать мебель, тем самым не мешая остальным.

Окружающая среда для крохи должна быть оборудована с эстетикой и элегантностью, приветствуется использование хрупкого фарфора. Очень важно с малых лет научить ребенка обращению с подобными вещами и осознанию их ценности. Такие вещи должны быть расположены в непосредственной доступности для него: не слишком высоко и не слишком низко. Находясь постоянно в поле зрения маленького человека, они служат своеобразным вызовом. Важно, чтобы все предметы были выполнены из разных материалов, поскольку так он познает социальное поведение по отношению к другим детям и учится брать в расчет чужие нужды.

Ребенок о своем рабочем пространстве должен заботиться сам, тем самым обретая автономность от родителей или воспитателя.

Взрослые в системе Монтессори

С первой минуты своего появления на свет дети стремятся к тому, чтобы обрести свободу и независимость от взрослых. Мария Монтессори называет это намерение биологическим принципом жизни человека. Аналогично тому, как развивается организм ребенка, позволяя ему свободно двигаться, таким же образом дух крохи рвется к источникам новых знаний и автономности.

И в этом стремлении ребенка задачей взрослого становится стать ему союзником и посодействовать ему в создании такого окружения, которое соответствовало бы его нуждам и тяге к учению. В педагогической методике Монтессори взрослые рассматриваются как ассистенты, тактично направляющие ребенка к самостоятельной жизни. Причем делается это, учитывая вышеперечисленные принципы Монтессори. Следует также помнить, что у ребенка есть способность самому всему научиться, от взрослого же лишь требуется направить его к изучению и отстраниться. Вмешиваться в познавательные процессы малыша не стоит, лучше в этом деле оставаться наблюдателем.

Учитывая тот факт, что каждый малыш переживает восприимчивые периоды по-своему, ориентированность всех учебных планов должна быть индивидуализирована. Обучающему необходимо научиться распознавать сенситивные периоды и помогать ребенку находить такую деятельность, которая вызывала бы у него живой интерес. Вместе с тем крайне необходимо представлять ему свободу выбора относительно рода его деятельности.

Роль воспитателя

Существуют также определенные принципы, связанные с поведением воспитателя в педагогической системе Монтессори. Заключаются они главным образом в следующем: преподаватель категорически не должен нарушать процесс саморазвития ребенка. Здесь важно усвоить главную идею, передаваемую Марией Монтессори своим последователям: родители не являются творцами своего чада, он сам служит архитектором собственного развития, они же – лишь ассистенты в этой работе, помогающие своему ребенку.

Это же видение воспитательного процесса и является главной идеологией всей педагогической системы, заключающейся в том, чтобы помочь своему ребенку самостоятельно развиваться со дня его появления на свет. Доктор Монтессори ждет от взрослых, что в них произойдет смещение фокуса с себя самих на ребенка и его будущее. И действия их будут мотивированы именно этими помыслами.

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.

Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.

Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.

Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.

Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.

Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.

Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.

Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).

В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.

Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры , геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.

Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.

Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.

Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).

Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.

Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.

В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.

Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.

Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.

С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.

Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.

Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.

Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.

В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

В Монтессори-педагогике существует разделение детей на 3 возрастные категории:

  1. Дети от рождения до 6 лет. Этот возрастной период называют строительным, ребенок способен на развитие всех функций.
  2. Возраст ребят 6-12 лет. Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.
  3. Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.

В школах Монтессори разновозрастные классы, от 6 до 9 лет, и от 9 до 12. Перейти в следующий класс ребенок может только тогда, когда ему позволят его потребности и возможности. Использование разновозрастных классов помогает детям постарше стать заботливее, а младшим придает уверенности в себе.

В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.

Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

Плюсы и минусы системы

Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.

Плюсы

  1. Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
  2. Индивидуальный темп развития.
  3. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала.
  4. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
  5. Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
  6. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
  7. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
  8. Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
  9. Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
  10. Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
  11. Быстро прививаются навыки самообслуживания.
  12. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
  13. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Минусы

  1. Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
  2. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
  3. Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
  4. Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
  5. Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
  6. Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
  7. Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.

Заповеди для родителей

  1. Дети учатся тому, что их окружает.
  2. Если вы постоянно будете критиковать ребенка – он научится осуждать.
  3. Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.
  4. Демонстрируя малышу враждебный настрой, вы учите его драться.
  5. Ребенок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.
  6. Высмеивая ребенка, вы воспитываете в нем робость.
  7. Ребенок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.
  8. Ребенок будет постоянно испытывать чувство вины, если вы его будете позорить.
  9. Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.
  10. Снисхождение научит ребенка быть терпеливым.
  11. Часто подбадривая ребенка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.
  12. Ребенок научится находить любовь, если его будет окружать атмосфера дружбы и он будет чувствовать себя необходимым.
  13. Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.
  14. Чтобы для плохого не осталось места, сосредоточьтесь на воспитании в нем хорошего.
  15. Всегда слушайте ребенка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.
  16. Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему ее исправить.
  17. Помогайте ребенку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребенок уже все нашел.
  18. Для помощи ребенку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.
  19. Обращайтесь к ребенку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.

П. Тюленев

  • Н. Жукова
  • О. Жукова
  • Методика Монтессори стала одной из самых известных благодаря отрицанию принципов традиционной педагогики. Ее основательница считала, что детям нужно давать больше свободы, так как ограничения лишь сдерживают развитие.

    Методика Монтессори - суть и принципы

    Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:

    • Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила - возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
    • Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
    • Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
    • Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
    • Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
    • Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
    • Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.

    Тезисы Марии Монтессори

    Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.

    Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна.

    Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.

    Монтессори педагог с детьми

    Уникальность системы Монтессори

    Уникальность методики состоит в том, что для учеников создают комфортную среду, в которой они чувствовали бы себя главными. утверждала, что родитель и взрослый во время воспитания должен занять позицию внимательного и понимающего человека, а не стремиться к тому, чтобы стать воспитателем, постоянно корректирующим действия.

    Ни в одной другой методике ученикам не отводится главенствующая роль, а всем процессом обучения управляют взрослые. Вывод Марии был основан на утверждении, согласно которому полноценное саморазвитие является следствием свободы действий. Также она считала, что ребенка не нужно исправлять каждый раз, когда он ошибается. Это необходимо, чтобы он мог самостоятельно понять, что он делает не так. Помощь оказывается только в том случае, когда воспитанники сами просят об этом.

    Важно! Если в традиционной педагогике воспитатель дает уже готовые знания, то при обучении по методике Монтессори воспитанники сами добывают знания, так как находятся в развивающей среде.

    Классы Монтессори отличаются еще и отсутствием учебных парт. Вместо них устанавливают легкие столики с предметами, а на полу размещают коврики. Так как все предметы в классе мобильны, их можно перемещать в зависимости от того, где хочется заниматься в конкретный момент.

    Существует всего 3 общеизвестных системы воспитания, похожие на методику Монтессори. Они направлены на развитие самостоятельности детей и подразумевают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

    Особенности методики Монтессори

    Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы - воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения - предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода - это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

    При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

    Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни.

    Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса.

    Зона реальной жизни

    Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

    • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
    • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне - выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
    • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

    Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений. Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

    Занятие в классе Монтессори

    Еще один плюс системы - воспитанники начинают раньше писать и читать. При этом педагоги применяют индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности и потребности.

    Плюсом также является формирование групп не по возрасту, а по интересам. Это увеличивает заинтересованность в самом процессе обучения. Также методика подразумевает развитие самостоятельности и способности принимать решения. Несмотря на все плюсы и минусы системы Монтессори, такой подход побуждает воспитанников заниматься саморазвитием по собственному желанию, а не по принуждению.

    Методика Монтессори раннего развития от 0 до 6 лет - в чем заключается

    Основной принцип методики раннего развития - создание среды, в которой ребенок сможет развиваться. Обучение в возрасте до 6 лет подразумевает следующее:

    • Неограниченную физическую активность. Этому способствуют различные упражнения и специально оборудованные места в классе, благодаря которым ребенок раньше и эффективнее осваивает новые движения и учится управлять собственным телом.
    • Использование интересных и необычных предметов, которые хочется изучать.
    • Прогулки и экскурсии, позволяющие получать новые знания об окружающем мире.

    Обратите внимание! Нахождение в специально организованных зонах позволяет привыкнуть к порядку и организованности пространства.

    Также воспитанники учатся свободно выбирать деятельность. При правильной организации пространства они самостоятельно будут находить интересное для себя занятие. Но, помимо этого, они соблюдают определенные условия, чтобы не ограничивать свободу других обучающихся.

    Дидактический материал Монтессори - на что направлен

    В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

    • цветные катушки;
    • штанги красного цвета;
    • башня;
    • коричневая лестница.

    Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

    1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
    2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
    3. происходит работа с материалом;
    4. коррекция ошибок;
    5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

    Дидактический материал

    Во время занятий по необходимо придерживаться определенных правил:

    • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
    • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
    • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
    • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
    • Ребенок собирает башню

      Дидактический материал служи двум целям:

      • Прямая - это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
      • Косвенная - это цель взрослого, придумавшего башню. Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

      Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть.

      Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

      • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
      • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
      • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

      Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья. Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

      Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

    О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

    Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

    «Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

    Принцип системы Монтессори

    Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие .

    В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

    Личное пространство

    В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

    Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

    Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

    Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.


    Отличия системы Монтессори

    Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

    Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

    Жизненная практика

    В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

    А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

    Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

    Сенсорное развитие по системе Монтессори

    В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

    Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

    Математическое развитие по системе Монтессори

    Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

    Область языкового развития

    Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

    Космическое воспитание по системе Монтессори

    Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.