Меню

Наказание без крика и упрека: как "правильно" воспитывать ребенка? Как воспитывать ребенка без криков, наказания, рукоприкладства? Советы Квопс, Комаровского, Карпачева Воспитание без наказания памятка

Обследование 

Речь пойдет не о правилах прикорма или выборе функциональной коляски для ваших детей. Воспитание ребенка без криков и наказаний — вот, что главное сейчас. Давайте поговорим о том, какие ошибки вы точно совершаете в воспитании своих детей. Подумаем вместе, какие проблемы воспитания детей в семье вас ждут.

Воспитание ребенка без криков и угроз — какие ошибки вы можете совершать каждый день и к чему это потом может привести:

  • Позвольте детям выплакаться! Никогда и ни при каких обстоятельствах не говорите детям, что плакать стыдно. Не говорите, что слезы – признак слабости (а мальчикам, что плакать удел только девочек). Дети просто на просто не перестанут плакать, но еще и почувствуют себя не такими хорошими как вам хотелось бы, и в последствии начнут замыкаться. Слезы – это эмоции. Проговорите с детьми чем они расстроены, как вы можете помочь исправить ситуацию, что сделать, чтобы снова улыбаться.
  • Самостоятельность! Пусть ребенок САМ выдавит зубную пасту, САМ оденет трусы, САМ вытрет пролитую им же воду. Давайте ребенку пробовать и учится всему самому (конечно согласно возрасту). Это не означает, что ребенку неоткуда ждать помощи. Не означает, что он вынужден все сам, конечно вы на подхвате. Но когда ребенок будет подрастать, то все преграды и трудности на его пути он будет преодолевать смелее и легче, он будет мыслить увереннее, и во взрослом возрасте не будет пасовать перед принятием решения. Потому что ваше воспитание готовило его к этому.
  • Вы не наседка! Дайте детям побегать и попрыгать вдоволь (соломку везде не подстелешь). Воспитание активных детей — это увлекательно и интересно для вас и для них. Вспомните еще и о себе, о своем развитии. Кстати по этому поводу очень рекомендую заглянуть Дети копируют нас, мы должны быть примером. Да и про мужа не забывайте, вниманием и заботой не обделяйте ().
  • Не перекладывайте свои мечты на детей! Ваша задача дать им кругозор возможностей. У каждого из нас свои желания, мечты, способности и таланты. Так и у детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив, дайте ему возможность самому пробовать, решать и выбирать.
  • Ах, ты, непослушный! Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ!…… Никогда, слышите, никогда не говорите своим детям таких слов. Любовь родителей безвозмездна. Дети должны знать, что чтобы они не натворили, они ВСЕГДА могут к вам обратится за помощью. Должны знать, что вы не перестанете их любить из-за порванных брюк или набитого синяка соседскому мальчишке.

К тому же, очень важно выбрать правильное время для воспитания ребенка. Показательно при посторонних отчитывать — это вряд ли тот правильный момент.

Воспитание детей без крика и истерик — это не свод ваших (придуманных) четких правил, при нарушении которых обязательно должно следовать наказание. Так как воспитание ребенка — это прежде всего труд родителей малыша, глубокое осмысление и понимание самого ребенка, поиск связи и контакта с ним.

  • Крик и рукоприкладство! Воспитание детей криком?! Стоит ли бить детей в целях воспитания?! Это все НАША усталость, раздраженность, недосып, проблемы на работе и еще куча всего. Вы нанесете ребенку психологическую (или физическую) травму, запугаете. В результате ребенок становится злым на вас и окружающий мир. В итоге становится без инициативным, потому что инициатива может быть наказуема.

Все дети рождаются гениями, 9 999 из каждых 10 000 детей этой гениальности вскоре по неосторожности лишают взрослые

Когда дети маленькие и не хватает времени и сил на всё – работу, дом, учёбу, свои увлечения и увлечения детей – мы часто срываемся на своих маленьких детях. Сейчас мои дети выросли и я очень сожалею о таких моментах. Многие задают вопросы:

  • Как воспитать ребенка без криков и наказаний?
  • Как воспитать ребёнка счастливым?
  • Как развить интеллектуальный и творческий потенциал личности ребёнка?
  • Как сделать ребёнка уверенным в себе?

Есть один секрет в воспитании, который поможет ответить на все эти вопросы сразу.

Вступление

Эта статья может в корне изменить Ваши принципы воспитания и сделать Ваших детей счастливыми и успешными. Надо только не побояться начать воспитывать своих детей не так, как все

Начала писать эту статью и вспомнила интересную историю таксиста, который вёз меня после работы домой. Я мечтала немного вздремнуть по дороге, но когда прислушалась, поняла, что эта история стоит внимания. Думаю, она может даже претендовать на роль 2-го эпиграфа к статье и будет очень уместно привести её прямо в начале статьи.

Пожилой таксист: «Я уже стар, но до сих пор работаю и только сейчас я понял, почему. Я совершил непоправимую ошибку: совсем неправильно воспитывал своих детей… В молодости у меня был друг-еврей, наши квартиры были на одной площадке. У него, как и у меня, было двое детей. Жена его не работала. Но в квартире, несмотря на это, всегда был беспорядок. Потому что она занималась детьми. Их дочь играла на скрипочке, а сына водили на дополнительные уроки по математике. Когда я бывал у них в гостях, я не понимал, почему она не заставляет детей мыть посуду и делать уборку. Они постоянно занимались какой-то ерундой – лепкой из пластилина, рисованием, вырезанием. Мать же постоянно нахваливала их: «Какие вы у меня талантливые». Хотя рисунки и «скульптуры» были, на мой взгляд, так себе.

Моя же жена работала, но в доме у нас всегда был порядок. Детей она постоянно заставляла драить квартиру и мыть посуду. И что в результате? Дочь моя работает посудомойкой в ресторане. А сын – таксистом. А что мой друг-сосед? Он с женой живёт в Париже, где их дочь играет в каком-то известном оркестре. А их сын – известный математик, живёт и преподаёт в Америке. Одно слово: самое выгодное капиталовложение – в своих детей!»

Как Вам рассказ? Впечатляет? Старик сделал вывод о выгоде «капиталовложений» в детей с точки зрения получения потом благополучной и беззаботной старости .

Но это, как раз, просто побочный (но приятный) продукт общего результата «правильного» воспитания с использованием мудрого секрета еврейских семей.

Этот мудрый секрет передаётся из поколения в поколение. Думаю, именно благодаря этому секрету воспитания, дети евреев гораздо чаще становятся успешными и счастливыми.

Хотите узнать секрет и применить в воспитании своих детей?

Секрет этот заключается в безграничной любви к своим детям, в творческой свободе, в постоянном нахваливании ребёнка по любому поводу (ты у нас самая умная, самая красивая!), а также в любви и уважении в отношениях между отцом и матерью. Такое воспитание неизбежно ведёт к уверенности в себе, в своих знаниях, к отсутствию комплексов, к лидерству, к завышенной самооценке (в хорошем смысле этого понятия).

Вот 7 мудрых правил еврейских семей, как воспитать ребенка без криков и наказаний, в любви, творчестве и свободе

  1. Защита детей от комплексов . Мать никогда не станет говорить: «Ты плохой ». А скажет: «Как такой хороший ребёнок мог так неразумно поступить?!». В еврейских семьях знают, как сделать ребенка уверенным в себе. «У ребенка нет абсолютно никаких недостатков» – это стандартная позиция родителей в еврейских семьях. Если недостатки всё-таки есть, то о них никто не узнает, включая самого ребёнка.
  2. Безграничная свобода с разумными ограничениями . В еврейских семьях дети ходят всем по головам. Родители-евреи свободу ребенка считают специальным «воспитанием», воздухом, который просто необходим ребенку. Ограничения начинаются только если ребенок переступает границы допустимого. Например, вылить флакон маминых духов на куклу можно, и даже помадой разрисовать папин паспорт тоже можно, а вот бабушку бить по голове нельзя. Этот подход очень похож на воспитание детей в Японии до 5 лет . Думаю, Вы слышали, что до 5 лет японские мамы относятся к свои детям, как к королям, им дозволено всё абсолютно и никто не делает им замечаний, ни родители, ни посторонние люди. Эта система очень способствует развитию детей. В Японии даже есть поговорка о важности раннего развития: «после 3-х уже поздно».
  3. Постоянная похвала ребенка, даже за небольшие успехи. Родители хвалят ребенка с самого рождения: «Какой ты у нас красивый! Какой талантливый! Какой умный!». Похвала звучит даже по самым незначительным поводам и малейшим успехам и достижениям. А главное – в присутствии всех. Если приучить себя замечать в своих детях все хорошие проявления, это может в корне изменить их поведение.
  4. Ответственное поведение родителей . Евреи знают, что самый мелкий неразумный проступок или нехорошее слово родителей могут иметь неисправимые последствия. Поэтому родители своим ответственным поведением, своим примером постоянно вдохновляют детей.
  5. Уважение и любовь в семье - передаётся по наследству. Дети с самого детства видят внимание отца к матери и матери к отцу. Когда ребенок видит, что родители живут в любви, он чувствует себя защищённым. Это ещё один способ, как воспитать ребенка уверенным в себе. Поведение родителей - пример для подражания. Такие же отношения любви он создаст в своей семье.
  6. Обучение быть родителями . Девочку с детства учат, что её главная карьера – семья и дом. В стремлении воспитывать успешных детей, еврейские мудрецы создали систему воспитания. С ней в Израиле можно ознакомиться на курсах для родителей. Успешное воспитание, как мы видим, начинается с воспитания и обучения себя, как быть «мамой и папой».
  7. Обучение детей разумно распоряжаться временем . Детей приучают к тому, что быть постоянно занятым интересным делом - это нормально. Поэтому они не понимают, что такое лень и «ничегонеделанье». Они постоянно заняты всем понемногу: английским, скрипкой, математикой.

Некоторые обладают даром, талантом «правильного» воспитания детей

Мы выяснили, что такие принципы «правильного» воспитания в еврейских семьях передаются из поколения в поколение. Но есть ещё такие семьи (других национальностей:))), в которых отец и мать обладают талантом воспитания интуитивно. Они «знают», что правильно воспитывать детей – это значит воспитывать их в любви. Образно можно сказать, что они врождённые гении – моцарты в воспитании . Часто они вообще не знакомы с теорией педагогики, но делают всё «правильно».

Мне повезло — к таким людям относятся мои родители. В семье у нас всегда царила свободная, счастливая атмосфера любви. Родители с самого детства говорили нам с братом, что мы талантливы, что у нас всё получится, чем бы мы ни занимались. А ещё нам всё разрешалось, не было никаких запретов. Благодаря такому доверию даже не возникало мысли обманывать родителей и делать что-то «не так».

Такую же «концепцию воспитания» мы с мужем перенесли на своих детей. Им было дозволено по всей квартире строить домики – переворачивать кресла, накрывать кресла и столы одеялами, на шкафу мой Володя устроил для них «халабуду». Мы делали всё это интуитивно, потому что тогда не было интернета и мы ничего не знали о свободном воспитании детей в Японии до 5 лет и о вседозволенности для детей в еврейских семьях.

Однако в жизни встречаются не только моцарты в воспитании, но и сальери

Наверняка Вам приходилось наблюдать, как мама «тащит» за руку маленького сынишку или дочку в садик, ребёнок плачет, а она орёт на него, потому что опаздывает на работу.

Или другая ситуация. Один малыш случайно толкнул второго и тот заплакал. Что делает мама? Она начинает ругать своего сына: «Ты ПЛОХОЙ мальчик! Зачем ты обидел этого ХОРОШЕГО мальчика?!»

Когда ребёнок начинает ходить в школу, ничего не меняется. Вечером после работы «уставшая» мама продолжает «орать» на ребёнка за замечание в дневнике или за не сделанные уроки.

Если это повторяется постоянно – у ребёнка неизбежно вырабатывается заниженная самооценка.

К сожалению, исследования американского психолога Абрахама Маслоу (Абрахам Маслоу, Википедия ) говорят нам, что таких «искалеченных» воспитанием людей 96%. И только 4% – это люди, которые имеют потребность в самореализации и достижении своих целей

Резюме. Итак, секрет правильного воспитания детей прост

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос счастливым , в семье должна царить атмосфера любви, как между родителями, так и в отношениях с ребёнком. Ребёнок должен чувствовать свою защищённость.

Счастье, как известно, передаётся по наследству.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос талантливым, успешным, уверенным в себе , надо научиться замечать его успехи, хвалить даже за незначительные достижения. Причём, ребёнок должен понимать, что любовь Ваша безусловная и Вы любите его не за его успехи, а просто так, таким, какой он есть. Надо защищать ребёнка от навязывания ему комплексов, что, уверяю Вас, очень часто делают и в школе, и даже в детсаду. Надо воспитывать в нём уверенность в себе, постоянно повторять, что он особенный.

Думаете, это трудно сделать? Уверяю Вас, что нет. Посмотрите это вдохновляющее видео. В нём молодая мамочка рассказывает только один эпизод из жизни ёё трёхлетнего сына. Рассказывает, как она справилась с его «проблемой» в самооценке. Этот приём она придумала интуитивно. Но как замечательно он сработал.

Спасибо всем! Жизнь прекрасна!

Не стоить тратить её на крики и негатив!

Желаю радоваться каждой минуте общения с детьми!

Радоваться даже маленьким радостям - хлебу и голубому небу!

P.S. Советую применять новые знания на практике. Если кто-то Вам говорит, что Вы балуете детей и ещё об этом пожалеете — не слушайте. Сразу вспоминайте рассказ таксиста. Он как раз жалеет о том, что не баловал детей.

P.S. Пишите в комментах, какие Вы методы применяете на практике для повышения самооценки детей, для развития их творческого потенциала? Как Вы воспитываете детей в любви, без криков и наказаний?

P.S. Подписывайтесь на новые статьи блога – форму подписки найдёте ниже.

Родители умиляются, как их 3-летний кроха требовательно твердит: «Я сам!». Совершенно правильно расценивают это как ступень в развитии личности ребенка. Но год за годом отмечают, что их дитя частенько демонстрирует нелепые капризы и необоснованное упрямство. Все чаще в мыслях взрослых всплывает вопрос, как воспитывать детей без криков и наказаний, если временами они прямо-таки их выпрашивают.

За какие проступки родители ругают или наказывают детей

Голословные заявления, что родителям лучше всего исключить собственное раздражение и повышение голоса в отношении детей, не состоятельны. Ситуации бывают разные. И поведение дошкольников также. Если перечислять, какие причины и действия малолетнего ребенка могут вызвать негодование пап и мам, то выделится несколько наиболее распространенных:

  • Упрямство и непослушание
  • Капризы
  • Обман

Когда дошкольники, разыгравшись в песочнице, начинают осыпать друг друга песком, назвать их действия хулиганством еще не поворачивается язык. Определим это как баловство.

Если взрослые сию же секунду не приостановили выходку, дети могут не на шутку устроить песочный дождь.

Движимые то ли азартом, то ли обидой, они не в состоянии прекратить и могут нанести реальный вред своим недавним партнерам по игре. В подобной ситуации не до спокойных увещеваний «Прекрати», «Так нельзя». Любой взрослый растащит в стороны расшалившихся детей, поругает, а некоторые еще и шлепнут.

Упрямство и непослушание

Желая приучить ребенка к порядку, мама побуждает его складывать свои игрушки. Малыш противится, и мама, подавая пример, собирает игрушки в корзинку. Внезапно ребенок опрокидывает корзину, и процесс начинается заново. А когда остается поднять единственный кубик, упрямец внезапно хватает коробку с деталями конструктора, и они разлетаются по всей комнате.

Подрастающие дошкольники могут упрямо твердить «Не буду!». Порою, они даже не вслушиваются в содержание, что им предлагают. Наготове – категоричный отказ. Не буду есть суп, не буду играть с младшей сестренкой, не буду собирать разбросанные пазлы, не буду переодевать грязную одежду… И еще множество других протестов.

Капризы

Некоторые дошкольники крайне не любят одеваться для уличных прогулок. Они не только не желают застегивать пуговицы, завязывать шнурки, а наоборот, расстёгивают и стягивают с себя лишнюю, на их взгляд, одежду. Никакие уговоры не помогают.

Нередки капризы из серии «Мама, купи!». Иногда при наблюдении такой эмоциональной сцены в торговом зале складывается впечатление, что родители и дети играют в некую привычную для них игру. Только вот исход меняется время от времени. Иначе бы одна из сторон эту игру уже прекратила.

Обман

В старшем дошкольном возрасте формируются понятия нравственности и ответственности, чувство долга и справедливости.

Поэтому дети прекрасно понимают, когда они говорят факты, соответствующие истине, а когда обманывают. Между относительно невинным «Я не включал компьютер» и тревожащим «Нашел деньги возле подъезда» не такое уж значительное расстояние.

Как воспитывать детей без наказания, если из кошелька пропадают деньги? Обнаруживая обман, родители реагируют по-разному, но каждый из них озадачен, какие меры предотвратят формирование опасной привычки.

Во всех вышеперечисленных примерах можно придерживаться принципа воспитания без наказаний. Для этого у родителей должно присутствовать желание понять, чем обосновано проблемное поведение их детей.

Возможные причины плохого поведения детей дошкольного возраста

Прежде чем возмущаться выходкой дошкольника, взрослым необходимо вспомнить одну важную закономерность.

Даже взрослый человек ведет себя так, как он способен вести себя под влиянием сложившихся обстоятельств. Микроскопический детский опыт – слабая подмога для идеального поведения и социально верных действий ребенка.

Взрослые знают много разных способов, как повести себя в определенной ситуации. Но часто поступают эгоистично, отчетливо понимая, что их действия или слова негативно воздействуют на окружающих. А дети поступают, КАК МОГУТ, потому что других вариантов еще не знают.

К тому же, существует ряд объективных факторов и внешних обстоятельств, влияющих на детскую личность и определяющих стиль поведения и деятельности. К объективным условиям относят физиологические возрастные особенности — темперамент, формирующийся характер малыша. Внешними обстоятельствами можно считать семейную ситуацию, отношения со сверстниками.

Влияние физиологических особенностей и характера

Ребенок рождается с дарованным ему природой темпераментом. А это различный уровень возбудимости и заторможенности психических процессов, энергичности и спокойствия.

Что терпеливо выдерживают флегматичные дети (долгое одевание, неподдающиеся шнурки и пр.), то физически невыносимо для холериков. Конечно, дети с холерическим темпераментом устраивают бурю, где от них требуют усердия и терпеливости.

Аналогично, торопя флегматичных и меланхоличных детей, родители получают в ответ плач, панические страхи.

Ко всему прочему дошкольники могут быстро уставать. Одни — от монотонного занятия, другие — от быстрой смены обстановки. Физиологический дискомфорт оборачивается капризами, непослушанием, слезами и даже истерикой.

Поведение детей под влиянием обиды или соперничества

В семье, где есть несколько детей, старшему из них часто навешивается ответственность, как будто он сам уже не является ребенком. «Смотри за братом», «Отдай игрушку сестренке», — распоряжаются родители.

Безусловно, необходимо воспитывать потребность в заботе о близких. Но следует прививать полезные привычки так, чтобы проявление заботы не становилось обузой. Мало того, что некоторые дети воспринимают появившегося в семье малыша как соперника, отбирающего родительское внимание. Так, оказывается, теперь еще вместо игры нужно присматривать за ним! Капризное, а то и агрессивное, поведение старшего ребенка может быть вызвано подобной глубинной причиной, а не сиюминутной ситуацией.

Ранимого ребенка легко обидеть. К примеру, родители пообещали в воскресенье пойти в зоопарк. Но неожиданно в выходной пожаловали гости, и планы изменились. Дошкольнику сложно принять эти перемены. Проводить время с гостями ему не интересно. Он всю неделю мечтал о зоопарке. Непослушание и капризы в этот день обеспечены.

Когда причина повышения голоса на детей лежит в самих родителях

Подавляющее большинство родителей, ругающих и наказывающих своих детей, обосновывают это детскими вредностями и проступками. Им вовсе не хочется признаваться в собственном «капризном поведении».

…Малыш так ждал папу с работы, чтобы вместе построить «космический корабль» из деталей конструктора. И вот папа дома, но практически не отрывается от смартфона, хотя и находится совсем рядом. Отцу кажется, что его несмышленый сын еще не понимает нюансов, и ему достаточно играть рядом. Но малыш начинает капризничать, раскидывать конструктор. Папа раздражен, срывается на крик. Ребенок весь в слезах.

При наблюдении со стороны очевидно, что ситуация полностью спровоцирована отцом. Но взрослый семейный человек тут же находит себе оправдание, сообщая, как он устал и нуждается в отдыхе.

Плохое настроение мамы может быть спровоцировано семейной ссорой или проблемным самочувствием. И так некстати уже в третий раз малыш просит рассказать ему сказку. Молодая женщина отчитывает его, не в состоянии сдержать собственное раздражение, а психика ребенка очередной раз страдает от несправедливости.

Как воспитывать дошкольников не прибегая к наказаниям и крику

Примеры в данной статье самые обыденные и взяты из повседневной жизни. Чтобы осознать, как воспитывать ребенка без крика, взрослым важно посмотреть на проблему со стороны. И, главное, уяснить, что детей нельзя ругать и наказывать по трем важнейшим причинам:

  1. Дошкольник ведет себя так, как ему подсказывает его малый опыт.
  2. В основе недоразумений с ребенком могут лежать веские, не зависящие от него обстоятельства.
  3. Ругая и наказывая детей, взрослые их ограничивают, но не обучают другим вариантам поведения, подходящим с социальной и нравственной точки зрения.

Очевидно, что наказывать детей нельзя и в связи с тем, что нарушаются их права. Однако привычный нам менталитет больше внимает аргументам «какая польза», нежели «имеют ли родители право…».

Знание принципов и методов, заложенных в , подскажет взрослым, как эффективно общаться с детьми дошкольного возраста.

Основные принципы воспитания

Каким бы маленьким ни был ребенок, воспринимайте его как равноправную личность со своими чаяниями и потребностями.

Помните, что взрослые всегда и во всем являются примером для детей . Крича и раздражаясь, родители задают соответствующую модель поведения детям. Проявляя внимание и понимание по отношению к окружающим, взрослые учат своим примером эффективному взаимодействию.

Придерживайтесь единой точки зрения в воспитании ребенка. Если мать считает, что в 10 вечера дети должны быть в постели, то отец не должен сдвигать этот порог. Недопустимо практиковать ненужную лояльность: «Пусть поиграет, пока я досмотрю матч».

Объясняйте дошкольнику, почему вы ему что-то запрещаете. Возможно, его действия нанесут ущерб (нельзя бросать чашку, нельзя рвать книжку) или являются опасными для здоровья (нельзя толкать деток, нельзя прикасаться к горячему утюгу).

Акцентируйте внимание ребенка на том, как следует себя вести, а не на том, чего не нужно делать: «Давай свои игрушки поиграть другим деткам, если они попросят. Спрашивай разрешения, когда хочешь взять чужую игрушку. Можно брать только в том случае, если разрешат».

Как объяснить ребенку его неправильное поведение

Если ребенок обижает сверстников или младших братьев и сестер, необходимо немедленно прекратить это, отдалив хулигана от других. Только после этого стоит выяснять причины. Прежде всего, дайте знать маленькому обидчику, что вы понимаете, что он чем-то сильно расстроен. Выяснив, что так рассердило ребенка, вместе обсудите, как можно было бы найти выход, не пускаясь в драку.

Когда вы сталкиваетесь с капризничаньем дошкольников, обратитесь с вопросом к себе, чем могут быть вызваны капризы. Только найдя ответ, предпринимайте объяснения с ребенком. Возможно, его утомил поход в магазин. Может быть, его обидело то, что родители забыли о своем обещании. А может, малыша злит, что вы опять все внимание направили на младшего брата.

Не допускайте угроз и наказаний, когда поймали ребенка на обмане. Расспросите, почему он говорит неправду (Боится? Чувствует себя виноватым?). Поясните, что неправда сразу заметна. Подключите примеры народной мудрости. Заверьте, что любую проблему можно решить, если правдиво о ней рассказать.

В любом случае, объясняя детям их ошибочное поведение, поддержите своим пониманием их горечи или обиды. Только после этого постарайтесь совместно найти лучшие варианты поведения, переключить внимание ребенка на новое занятие, увлечь интересным делом.

Упреждающие меры во избежание проблем в воспитании детей

Дети не запрограммированы на плохое поведение. Они начинают так себя вести, если окружающие не вникают в их нужды, игнорируют их мнение, чрезмерно контролируют, запрещают все без разбору.

Внимательное отношение к потребностям ребенка, повышение его , выполнение простых понятных правил доставит больше радости общению и позволит предупредить проблемные ситуации.

  • Проводите больше времени с ребенком, занимаясь совместными делами.
  • Выработайте единый стандарт для всех детей, что можно, а что нельзя. Дошкольники еще все малыши, и не стоит подходить с разными мерками — к мальчикам, к девочкам, к младшим, старшим.
  • Не захваливайте детей. Убеждая ребенка, что он лучше всех, и все делает лучше других, вы провоцируете его скрывать ошибки и пытаться соответствовать высокой родительской планке. Любите своего дитя таким, как есть: со всеми достоинствами и недостатками.

Все родители, когда у них появляется малыш, думают, что вырастят его без лишних упреков и замечаний. Но проходит совсем немного времени и даже самые стойкие готовы прибегнуть к наказанию, повысить голос на некоторые действия маленького человека. Такое поведение способно плохо повлиять на развитие новой личности, исказить её восприятие мира. В этой статье мы разберемся, как вырастить ребенка без криков, насилия и истерик, и при этом не сделать из него капризного эгоиста или безвольного тюфяка, неспособного к самостоятельным решениям.

Почему родители кричат на своих чад?

  • Обоснованно - предупреждая об опасности, например, возле дорог, в общественном транспорте и иных местах, небезопасных для малыша. Здесь высокий тон - необходимость, связанная с защитой, предотвращением нежелательных ситуаций. После обязательно стоит спокойно разъяснить ребенку, что было сделано не так.
  • Необоснованное - остальные происшествия - от неубранной комнаты до разбитой вазы, нежелания подчиняться вашим правилам. Подавляющее число этих проблем решаются без срывов, истерик, наказаний, но при этом дав ценный урок. А некоторых можно и вовсе избежать.

Многие молодые родители повторяют те же ошибки, что были совершены при их воспитании, причем воплощают их бессознательно. Только процесс полного осмысления, контроля над своими поступками позволяет это исключить.

Причины крика на ребенка

  • Разное восприятие времени. Взрослые люди живут в несколько ином ритме, у них весь день распланирован, но малыши об этом не знают, поэтому не стоит удивляться, что они противятся, когда их поторапливают. Дети не понимают, насколько важно для вас успеть в то или иное место, выполнить какую-либо задачу. Крик вполне способен привести к конфликту и слезам.
  • Семейная традиция. Нередко родители руководствуются и этим принципом, полагая, что если на детей повышали голос всегда, то так правильно. Но редкий человек берется проанализировать ситуацию, задуматься над реальной обоснованностью подобных действий. Даже минимальный расчет покажет, что нет никаких серьезных причин для такого поведения.
  • Плохое настроение. Родители тоже люди и у них может произойти что-то нехорошее. Но малыш и его поведение не повод срывать на нем свою злость и негатив. Стоит помнить, что дети отлично чувствуют настрой взрослых, неосознанно начиная переживать, волноваться.
  • Авторитет. Бытует ошибочное мнение, что мама или папа всегда правы, а малыш, в силу возраста и малого опыта, не способен выдвигать предложения, суждения. Нередко, отвергается даже здравая мысль ребенка, что крайне прискорбно.
  • Поломки. Если у вас есть дети, вы сразу должны смириться, что дорогие вазы, статуэтки, тарелки и прочие вещи, имеющие для вас какую-либо ценность, но находящиеся на видном месте, будут сломаны. Это надо предполагать изначально, а не сердиться после. Многочисленные беседы здесь не важны, поскольку малыши и подростки редко портят что-то намеренно.
  • Запреты. Эта тема возникает в более позднем возрасте, когда приходится ограничивать время, проводимое ребенком за компьютером. Появляются они чаще всего из-за того, что сначала родители что-то разрешают, а потом резко отбирают без каких-либо логических на то причин. Не видя причинно-следственной связи, малыш теряется и начинает капризничать.
  • Общественное мнение. Агрессию по отношению к ребенку может спровоцировать замечание посторонних людей, заметивших что-то нехорошее в действиях маленького человека. Подавляющее число родителей тут же начнут одергивать, отчитывать своих чад, причем громко и неуместно, тем самым выдавая и свою невоспитанность. Здесь важно учитывать, что вы допустили много проблем в воспитание и упрек от иных людей - это указание на вашу ошибку.

Взгляд со стороны - крик глазами ребенка

Никому не нравится, когда на него повышают голос, особенно беспочвенно. Но высокие интонации в отношении малышей имеют и другие последствия, кроме неприятных ощущений.

  • Страх, а как следствие, развитие фобий, неуверенности в себе.
  • Утрата доверия, поскольку дети перестают доверять вечно недовольным взрослым.
  • Вскоре вырабатывается привычка и устойчивость к окрикам, шлепкам, а это уже равнодушие.
  • Малыши слышат интонацию, а не слова. Хотите донести смысл, сбавьте тон.
  • Постепенно на ваши окрики дети и сами станут кричать, но уже на вас. А это чревато проявлением агрессии другого толка.

Думаете, как вырастить ребенка без крика и наказаний, так встаньте на его место, когда повышаете голос, или посмотритесь в зеркало в этот момент. Вряд ли вам понравится увиденное.

Почему дети шалят и капризничают?

Есть несколько основных причин, почему малыши могут вести себя плохо. С ними легко разобраться, если немного подумать, а не действовать второпях.

  • Привлечение внимания. Все дети боятся одиночества, поэтому стоит больше присматриваться к их жизни, успехам, хвалить, интересоваться делами.
  • Чрезмерная опека. Свобода столь же важна, как и забота. Задумайтесь, если все попытки самостоятельности малыша вас злят, значит, вам пора вздохнуть и перестать излишне подчинять жизнь ребенка своим взглядам.
  • Месть. Дети могут отомстить за нанесенную обиду. Причем вы не всегда сможете точно понять за что именно. Но обычно, причину не сложно выяснить. Сами раньше сорвались на малыша? Будет вам достойный ответ.
  • Неуверенность. Дети могут отказываться что-либо делать, если до этого их задели или оскорбили чужие слова, действия. Поддержите чадо, придайте ему уверенности в его возможностях, не забывайте про чудодейственную силу похвалы, хотя и не переборщите с ней.

Многие взрослые, видя проблему в общении и взаимодействии с маленьким человеком, считают, что характер того сложился под воздействием сторонних факторов без их участия. Все затруднения, сложности оправдываются внешней средой, какими-то абстрактными понятиями из разряда гороскопов и прочих неуместных в воспитании вещей. Зачастую такие родители обращаются к психологам, в надежде исправить положение.

Но в большинстве случаев, они сами виноваты в том, что их малыш капризен, не управляем, не слушается и шалит. Чтобы избежать этого и существуют разнообразные советы о том, как вырастить ребенка без крика и насилия.

  • Рациональность. Запомните, все ваши действия должны быть обоснованы и не подчинены сиюминутным порывам души, что требует размышлений. Вам придется меняться, поскольку именно от вас зависит то, как ведет себя ребенок. Для начала, стоит установить строгий распорядок дня, актуальный для всех. Его следует придерживаться постоянно, тогда чадо привыкнет ко многим важным занятиям, будет более собранным, научится самоорганизации. Это же относится к суждениям. Ваши фразы, поступки обязаны быть обоснованными по правилам логики, в них нет места непродуманности, непоследовательности.
  • Собственная комната. Наличие личного пространства приучит ребенка к ответственности, позволит планировать некоторые свои действия и шаги. А также даст толчок на развитие индивидуальности, способности высказывать суждения, отстаивать их. Позвольте малышу делать там то, что хочется в рамках существующих в доме правил, которые объявляют заранее и напоминают регулярно.
  • Личный пример. Перед тем, как отчитывать чадо за беспорядок, посмотрите на свою половину. Там все разложено по нужным местам? Дети учатся, присматриваясь к другим, а смотрят они на взрослых, которые их окружают. Начните аккуратно убирать вещи после применения, ребенок будет повторять за вами, пусть и не сразу.
  • Конкретность. У детей, в силу возраста, не развито вариативное и абстрактное мышление, позволяющее взрослым отвечать на двойные, сложные вопросы. Задавая их чаду, вы не добьётесь искренности и точно не поймете, что происходит. Потратьте больше времени на конкретные расспросы и узнаете то, что нужно.
  • Последовательность. Мы уже говорили о рациональности ваших суждений, но важно и поэтапное, продуманное их отстаивание. Не меняйте точку зрения в раз, стойте на своем, особенно, это актуально при истериках у малышей. Это же касается просьб и указаний, вы обязаны о них напоминать до того, пока они не будут исполнены. Но сюда не входят абстрактные и сложные требования, например, о получении только отличных оценок в школе.
  • Равноправие. Давайте ребенку возможность высказаться, внимательно его выслушивайте и действительно рассматривайте его точку зрения, а не делайте вид, при необходимости логически её разберите, поясните допущенные ошибки. Так вы поможете чаду развить аналитическое мышление, последовательно излагать мысли и искать обоснование для своих суждений. Этому учат не в школе, эти основы закладываются еще родителями и их поведением.
  • Выполняйте обещания. Не заключайте необдуманных пари с ребенком, если не уверены, что сможете исполнить условий в случае вашего проигрыша. Говорите только то, что можно выполнить. Этим вы укрепите веру чада в окружающий мир и придадите ему уверенности в своих силах.
  • Наказывайте. Не обязательно кричать, чтобы сделать внушение или отчитать за содеянное. Не убрался в комнате, когда просили? Спрячьте любимую игрушку. Поступил неправильно? Нужно пояснить, где и что было не так. В идеале, система ценностей относительно плохого и хорошего закладывается с пеленок, постоянно показывается на примерах, в том числе, и личных.
  • Первенство. Многие родители, задающиеся вопросом о том, как вырастить ребенка без крика и истерик, сталкиваются с плаксивым и неуправляемым поведением чада, когда малыш путается руководить взрослыми. Этого никак нельзя допустить. Мама или папа всегда должны быть главными, ведущими, а ребенок ведомым.
  • Постоянство. Оба родителя обязаны вести себя одинаково, не играя пресловутые роли «плохого» и «хорошего» полицейских. Это недопустимо в воспитании, поскольку один из взрослых всегда будет выглядеть положительно в глазах малыша, а другой, в силу тщетности своих усилий, негативно. Поэтому супругам заранее стоит обговорить систему поощрений, наказаний, способов действия.
  • Признание ошибок. Если вы оказались неправы, и ребенок пострадал из-за этого, извинитесь. Не бойтесь, что так вы подорвете собственный авторитет, наоборот, вы дадите ценный урок. И провинившись, чадо придет и попросит прощения в сходной ситуации.
  • Обойдитесь без запугиваний. Никогда не угрожайте, это повлечет за собой возникновение ненужных травм и фобий, способных пагубно сказаться на всей жизни малыша. И не оставляйте ребенка наедине со страхами, ночными кошмарами. В его глазах, вы единственный, кто может победить любых монстров. И никогда не высмеивайте переживания чад, не говорите о них с иронией или сарказмом. Ребенку этого не понять и не почувствовать.
  • Поддержка. Всем людям необходимо одобрение, детям особенно. Хвалите за успехи, поощряйте за достижения, не бойтесь это делать прилюдно. Так вы придадите уверенности в своих силах.

Таким образом, чтобы вырастить ребенка без крика, наказаний и истерик сначала надо заняться собой, подчинить свою жизнь определенным правилам и привыкнуть в них жить. Тогда и ваш малыш начнет брать с вас пример, а его поведение выровняется и общаться с чадом в будущем будет значительно проще.

На чтение 7 мин.

Воспитание ребенка – процесс нелёгкий, требующий специальных знаний и самообладания. Особенно тяжело приходится родителям трех-пятилеток, ведь именно в этом возрасте любимые чада «испытывают» ближайшее окружение на прочность. Педагогический опыт показал, что воспитание без наказания в случаях, когда нужно пресечь плохое поведение, практически нереально. Вопрос только в адекватности и эффективности применения таких мер. Так как же воспитать ребенка без криков и наказаний?

Не кричите на детей.

Каждый из нас когда-нибудь да прикрикнул на ребенка. В исключительных случаях резкий окрик действительно необходим. Но нередко взрослые пользуются руганью как привычным средством воспитания. Одергивая криком своего малыша, родитель неосознанно демонстрирует свою беспомощность, неумение держать под контролем эмоции и личный «педагогический» провал.

Повторяющее эмоциональное насилие не проходит бесследно ни для одной из сторон. Даже редкие вспышки родительского гнева не проходят даром для маленького человечка, потому что громкий звук его дезориентирует, лишает чувства защищенности, и является тяжелым ударом по неокрепшей психике. Ребенок, слышащий постоянные окрики и угрозы, живет в постоянном напряжении, в готовности к худшему. У него зарождаются психологические «комплексы», неврозы, сопровождающие его потом во взрослой жизни, а состарившимся родителям гарантировано холодное одиночество.

Воспитание без крика не только возможно, оно – необходимо. Психологи считают, что причина крика на ребенка – не ребенок, а сам родитель.

Воспитание детей всегда следует начинать с себя, с разбора психологических «завалов» в своей голове. Ребенок не обязан принимать на себя всю лавину отрицательных эмоций родителя, накопившуюся у него по каким-то поводам. Взрослый в состоянии себя проконтролировать и сдержанно, без крика объяснить нарушителю спокойствия, чего от него ждет.


Создайте условия для бесконфликтного поведения
Существуют правила, соблюдение которых позволяет поддерживать в семье дисциплину и воспитывать ребёнка без криков и наказаний. По крайней мере, число детских непослушаний сокращается многократно:

Находятся такие родители, которые стараются не огорчать своё чадо, бояться требовать от него и прибегают к уговорам. В результате со временем он «садится им на шею» со всеми вытекающими печальными последствиями. Современные психологи открыли неожиданный для многих «секрет» — дети неосознанно ждут определённого порядка и режима в своей жизни. Это создает у них ощущение безопасности, которое является базовой биологической потребностью, и окружающий мир кажется им понятным и предсказуемым. А восстают маленькие нарушители не против самого порядка, а против силовых, унижающих личность методов внедрения.
Многие из нас могут вспомнить капризы и возбужденное неуправляемое поведение малыша в гостях и успокаивание в домашней обстановке.

2. Требования и запреты должны предъявляться в разумных пределах и быть гибкими.

Да, есть безусловные «нельзя» — нельзя бить, кусаться, портить вещи, обижать маленьких и т. д. В остальных ситуациях ребенку рекомендуется оставить «люфт» – право выбора. Например, садиться делать домашнее задание он может, когда захочет сам, но к девяти часом вечера уроки должны быть выучены.

3. Родительские ограничения не должны противоречить естественным потребностям детского организма.

Детям свойственна физическая активность, кажущаяся взрослым чрезмерной. Они много бегают, шумят, прыгают; открывают, разбирают, исследуют (а что там внутри?). Но это как раз и есть проявление потребностей в развитии и познании окружающего мира. Запрещать такие действия бессмысленно и вредно, необходимо подумать об адекватных условиях их выражения. Лужи мерить можно, но в высоких резиновых сапогах; играть в мяч тоже можно, но не дома и далеко от окон; посмотреть, что внутри часов можно, но только если они старые и не ходят и т. д.

4. Взрослые члены семьи должны быть единогласны («дуть в одну дуду»).

В ситуации внутрисемейных разногласий ребенок теряется и вынужден лавировать между требованиями взрослых, раскалывая их ряды и ухудшая отношения между собой.
Важны последовательность и твёрдость в соблюдении установленного порядка. Дети любят проверять родителей на «слабину». Если ребенку 2-3 раза разрешат ложиться в кровать в 11 часов вместо положенных 10, то в последующем вовремя уложить спать его будет сложнее.

5. Интонация, с которой озвучивается запрет, должна быть твердой, спокойной и НЕ приказной.

Коротко и понятно для дитяти надо объяснить ему, почему «нельзя». Предложение желательно строить в безличной форме. Например, не « Замолчи!», а «В магазине не шумят».
Большая ошибка сердобольных мам – прибегать к уговорам, увещеваниям. Часто упрашивания играют только на развитие назревающего конфликта, так как подключаются эмоции и демонстрируется слабость стороны, пытающейся овладеть ситуацией.
Маме или папе лучше действовать по такому плану:

  • спокойная и четкая просьба,
  • не помогло – предупреждение о наказании,
  • при продолжающемся игнорировании – исполнение обещанного.

Дети раннего и дошкольного возраста часто увлекаются и не могут сами контролировать режим. Тогда, во избежание недоразумений, можно предотвратить конфликт предварительным напоминанием, например, о завершении игры и отходу ко сну через 5 минут.
Правила необходимы, но атмосфера в семье – это главное: чтобы вырастить ребенка счастливым человеком, должны быть счастливы сами родители.

Наказать – когда нужно и когда нельзя.

Бывают случаи, когда наказания не избежать: ваше чадо не подчиняется несмотря ни на что. Если по-хорошему не получается, просьбы и предупреждения не возымели действие, то наказывать можно и нужно.
Вот тут и встает вопрос о физических наказаниях, до сих пор остающийся спорным. Большинство детских психологов против физического воздействия в любой его форме. Битье, рукоприкладство оскорбляют и унижают маленького человечка, ожесточают его. Единственно допустимый вид телесного наказания – усмирение распоясавшегося ребёнка. Но это не шлепок, а крепкие удерживающие, останавливающие объятия.
Поскольку наказаний в воспитательном процессе не избежать, педагоги дают родителям советы эффективного воздействия:

1. Наказание ребенка лишением чего-то хорошего.

Для этого придумывают совместные интересные для него занятия, приятные семейные традиции. Например, в выходной вся семья отправляется на прогулку, мама печет что-то вкусное, папа занимается с сыном общим увлечением и т. д. Когда вечно занятые родители специально посвящают время и уделяют внимание, это для ребенка – желанный праздник. Если случился какой-то проступок, этот праздник в ближайшее время отменяется. Лишение родительского внимания – это наказание ощутимое.
Вот почему в семье необходимо создать запас таких «праздников для души» — это полезно и для воспитания, и для поддержания эмоционального контакта.

2. Наказание исправлением ситуации, когда это возможно.

Ребенок должен знать, что запачканное ему же и предстоит выстирать, поломанное – восстановить, намусоренное – убрать. Даже отправка в угол из-за испорченной чужой игрушки может сопровождаться заданием постоять и подумать, как поправить происшедшее.

3. Самое лучшее наказание – это наказание, которого не было.

Ситуации наказания можно предотвратить. Правила, принятые в семье, заранее обговариваются с ребенком. Он должен их усвоить и знать, что будет, если порядок им нарушается. Нормы должны быть разумными и с возрастом меняться.
Категорически нельзя наказывать:

  • во время приема пищи,
  • перед засыпанием и сразу после пробуждения,
  • когда ребенок сильно увлечен или занят,
  • когда он болен,
  • когда он старался, но у него вышло плохо,
  • если он расстроен или разозлён,
  • когда сильно рассержен сам родитель.

Дети уже на биологическом уровне, изначально, «заинтересованы» в хорошем отношении к ним родителей — ведь покровительство старших удовлетворяет базисные потребности в еде, питье и защищенности. На социальном уровне им для психологического здоровья необходимы внимание и эмоциональная поддержка близких. Чем больше в родителе любви к ребенку и осознанности этого, тем больше вероятности, что воспитательный процесс обойдется без криков, угроз и наказаний.